Почему важно
Платные дороги — это не просто механизм сбора платежей, а долгосрочная инфраструктурная модель: они могут создать устойчивый поток инвестиций и средств на содержание дорог, снизить нагрузку на бюджет и содействовать развитию транспортной сети.
Что произошло
- Главный юридический консультант Комитета по автодорогам Хасан Умаров заявил, что реализация платных трасс Ташкент — Самарканд и Ташкент — Андижан рассчитана на 5–6 лет, поэтому их запуск возможен не ранее 2030 года.
- Депутат Фарход Зайниев представил расчеты: введение платных дорог способно поднять ВВП страны на 2–3 %.
- Новый проект закона «Об автомобильных дорогах» (обновленная редакция) уже принят в основном чтении и включает нормы о платных трассах, правах инвесторов и обязательствах операторов.
- В законе предусматриваются льготы инвесторам, стандарты движению тяжеловесного транспорта, нормы для придорожных зон и обязательность учета общественного мнения и экологического влияния.
- Проекты платных дорог уже обсуждаются: трасса Ташкент — Андижан, например, оценивалась в $4,65 млрд.
- В 2025 году планируется начать строительство этих магистралей, хотя сначала без платы за проезд.
Что говорят
- Хасан Умаров отмечает, что отсутствие закона, регулирующего платные дороги, мешает реализации проектов и привлечению инвесторов.
- Депутаты акцентируют внимание, что платные дороги позволят перенести бюджетное финансирование на внутренние дороги и сократить создание новых трасс.
- В экспертных кругах подчеркивают, что интеграция платных дорог требует четких механизмов тарифов, системы контроля и прозрачности, иначе могут быть социальные и логистические риски.
Контекст
В действующем законе «Об автомобильных дорогах» (2007 года) прямо указано, что отношения по платным дорогам подлежат регулированию отдельным законом. Попытки принять такой отдельный закон предпринимались ещё в 2019 году, тогда он не был утвержден.
В версии 2025 года новой редакции закона уже заложены нормы, ранее планировавшиеся в отдельном документе. В ряде публикаций утверждается, что строительство платных дорог может стартовать как раз в 2025 году, но введение платы отложат до 2030 года.