Новости ·

Бюджет Ташкента вырос, но стал менее прозрачным

Доходы бюджета Ташкента за первое полугодие 2025 года выросли на 37,7% до 6,79 трлн сумов. Прочие поступления превысили план в 11,5 раза — 1 трлн сумов вместо запланированных 88 млрд. При этом детализация отчета о расходах сокращена, доля средств на соцсферу снизилась.

Почему это важно

Резкое сокращение прозрачности бюджетных документов затрудняет общественный контроль за расходованием средств. Перевыполнение прогноза по «прочим поступлениям» в 11 раз вызывает вопросы о планировании и источниках этих доходов. Снижение доли расходов на соцсферу при росте обслуживания долга втрое указывает на перераспределение приоритетов.

Что произошло

  • Доходы городского бюджета выросли на 37,7% до 6,79 трлн сумов за январь-июнь 2025 года;
  • Прочие поступления выросли в 2,7 раза до 1 трлн сумов, превысив план в 11,4 раза;
  • Расходы составили 7,72 трлн сумов (+24,9%), освоено 89% от плана;
  • Доля расходов на соцсферу снизилась с 38,7% до 36,7%;
  • Обслуживание долга выросло втрое — до 742 млрд сумов.

Структура доходов

Основные источники поступлений:

  • Подоходный налог с физлиц — 1,14 трлн сумов (+39%);
  • Налог на имущество юрлиц — 974 млрд (+15,7%);
  • Земельный налог с юрлиц — 652 млрд (+34,9%);
  • Налог с оборота — 510 млрд (+18,1%);
  • Налог на прибыль — 502 млрд (+34,5%).

Эти пять статей обеспечили более 70% доходов бюджета столицы. Резкий рост показали: местные налоги и сборы (+68,6%), земельный налог с физлиц (+47,6%), налог на имущество физлиц (+36,8%).

Структура расходов

  • Социальная сфера — 2,84 трлн сумов (+18,7%, 36,7% от всех расходов);
  • Здравоохранение — 1,22 трлн (+16,4%);
  • Образование — 521 млрд (+9,3%), освоено 85%;
  • Субсидии Veolia — 1,43 трлн (+8,1%);
  • Субсидии на автобусы — 535 млрд (+31,8%);
  • Покрытие убытков метро — 390 млрд (+34,7%);
  • Содержание госорганов — 451 млрд (+23,9%);
  • Обслуживание долга — 742 млрд (+207,8%).

Прочие расходы: 2,27 трлн сумов, из них 1,03 трлн на «другие учреждения и мероприятия» без раскрытия деталей.

Потеря прозрачности

Кенгаш народных депутатов опубликовал решение об исполнении бюджета 15 октября — почти через месяц после заседания 23 сентября, и только после запросов СМИ. Из таблиц удалены разделы «план» и «освоение в процентах». Прямая трансляция не показала обсуждение бюджета.

Если ранее отчеты содержали детализацию по сотням конкретных проектов, то за последние три года такая информация больше не публикуется. За счет дополнительных источников хокимият потратил 2,1 трлн сумов, из них 59% на «другие учреждения и мероприятия» без раскрытия списка.

Контекст

Взрывной рост «прочих поступлений» до 1 трлн сумов (при плане 88 млрд) связан, вероятно, с разовыми доходами от приватизации, аренды госимущества или трансфертов. Однако отсутствие детализации не позволяет проверить источники.

Троекратный рост расходов на обслуживание долга (до 742 млрд) указывает на увеличение долговой нагрузки столицы. Это может быть связано с привлечением кредитов на инфраструктурные проекты или рефинансированием старых обязательств.

Снижение доли социальных расходов может объясняться передачей части функций Национальному агентству социальной защиты. Однако низкое освоение средств на строительство объектов здравоохранения (63%) и ремонт лифтов (0,003% от плана) вызывает вопросы об эффективности планирования.

Сокращение прозрачности отчетности происходит после критики СМИ в 2024 году, когда хокимият выделил на соцсферу меньше средств, чем планировалось.

Последние новости

Читайте также

При использовании материалов гиперссылка на Frank обязательна.

Регистрации электронного СМИ №1 от xx