Новости ·

Самолеты освободили от НДС и пошлин, государство выделит 250 млрд на аэропорты

Пассажирские и грузовые самолеты авиакомпаний-резидентов освобождены от НДС и таможенной пошлины при импорте. Государство выделит 250 млрд сумов на модернизацию аэродромов, радиотехническое оборудование, строительство.

Почему это важно

Освобождение от НДС и пошлин снизит стоимость закупки самолетов на 12-25%, ускорит обновление флота (сейчас 60-70 бортов, цель — 180). Государственные инвестиции 250 млрд ($20,8 млн) модернизируют аэропорты под рост пассажиропотока (24 млн к 2030). Фонд поддержки авиации профинансирует «Узавиацию», летные училища, расследование инцидентов. Узбекистан стремится стать авиахабом, конкурируя с Казахстаном и Турцией.

Что произошло

  • Самолеты авиакомпаний-резидентов освобождены от НДС (12%) и таможенной пошлины при импорте;
  • Государство выделит 250 млрд сумов ($20,8 млн) за 2026-2028 на модернизацию аэропортов;
  • Создан Фонд поддержки авиации при Минтрансе, источник — аэропортовые сборы;
  • Цель к 2030: 180 самолетов (сейчас 60-70), 230 направлений, 24 млн пассажиров в год;
  • Мирзиёев анонсировал планы на церемонии закладки нового аэропорта Ташкента 15 октября.

Освобождение от НДС и пошлин

Что освободили: пассажирские и грузовые воздушные суда авиакомпаний-резидентов включены в перечень технологического оборудования, освобождаемого от таможенной пошлины и НДС при импорте.

Экономия:

  • НДС — 12%;
  • Таможенная пошлина — до 5-15%;
  • Общая экономия — 17-27% стоимости самолета.

Пример: Boeing 737 стоит $100 млн. С НДС и пошлиной — $117-127 млн. Без них — $100 млн. Экономия $17-27 млн на борт.

Кто получит: авиакомпании-резиденты: Uzbekistan Airways, Qanot Sharq, Silk Avia. Иностранные перевозчики не получают льготу.

Государственные инвестиции — 250 млрд

  • Период: 2026-2028 годы (3 года).
  • Сумма: 250 млрд сумов ($20,8 млн, около $7 млн в год).

Направления:

  • Модернизация аэродромов и комплексов управления воздушным движением;
  • Закупка радиотехнического оборудования для обеспечения полетов;
  • Строительство, капремонт, реконструкция аэродромных комплексов.

Аэропорты-приоритеты: Ташкент (новый аэропорт строится), Самарканд, Бухара, Ургенч, Нукус, Термез, Фергана, Андижан, Наманган.

Фонд поддержки авиации

  • Статус: без статуса юрлица, при Минтрансе.
  • Источник доходов: отчисления от аэропортовых сборов по международным направлениям. Аэропортовый сбор — плата пассажиров за использование аэропортовой инфраструктуры (обычно $10-30 за вылет).

Расходы фонда:

  1. Организация и содержание «Узавиации», обеспечение финансовой самостоятельности (соответствие требованиям ИКАО);
  2. Организация летных училищ для пилотов и бортпроводников, создание материально-технической базы;
  3. Стимулирование подготовки летчиков, бортпроводников и других специалистов;
  4. Финансирование расследования авиационных инцидентов, создание лабораторий.

Цели к 2030 году

  • Флот: 180 самолетов (сейчас 60-70 бортов).
  • Направления: 230 маршрутов (сейчас около 100-120).
  • Пассажиры: 24 млн в год (сейчас 10-12 млн).
  • Рейсы: 200 тыс. в год (внутренние и международные).
  • Стратегия: превратить Узбекистан в авиахаб, «соединяющий Восток и Запад, Север и Юг».

Контекст

  • Текущий флот: Uzbekistan Airways — около 40 самолетов (Boeing, Airbus). Qanot Sharq, Silk Avia — по 10-15 бортов. Всего 60-70 самолетов.
  • Утроение флота: до 180 бортов к 2030 — амбициозная цель, требующая покупки/лизинга 110-120 самолетов за 5 лет (20-25 в год). Освобождение от НДС и пошлин снизит затраты.
  • Новый аэропорт Ташкента: строится на месте старого с пропускной способностью 30+ млн пассажиров в год. Заложен 15 октября, ввод — 2027-2028.

Конкуренция:

  • Казахстан (Астана, Алматы) — региональные хабы с 20+ млн пассажиров;
  • Турция (Стамбул) — крупнейший хаб Восток-Запад, 80+ млн пассажиров;
  • ОАЭ (Дубай) — глобальный хаб, 90+ млн пассажиров.

Узбекистан (24 млн к 2030) может стать региональным хабом для Центральной Азии.

Самоокупаемость «Узавиации»: с января 2026 года «Узавиация» (регулятор) лишается бюджетных субсидий. Фонд поддержки профинансирует ее деятельность из аэропортовых сборов.

ИКАО: международная организация гражданской авиации. Требует финансовой самостоятельности регуляторов для исключения конфликта интересов (регулятор не должен зависеть от госбюджета).

Последние новости

Читайте также

При использовании материалов гиперссылка на Frank обязательна.

Регистрации электронного СМИ №1 от xx