Новости ·

Moody’s сохранило рейтинг UzAuto Motors на Ba3 благодаря господдержке

За 12 месяцев до июня 2025 продажи упали, выручка сократилась, долг/EBITDA вырос, отрицательный денежный поток два года подряд. Ликвидность $44 млн при обороте $4 млрд.

Почему это важно

Рейтинг Ba3 держится не на финансах, а на господдержке — защита от конкуренции. Продажи падают два года, денежный поток отрицательный — компания выживает за счет рассрочки, наращивания долга. Лицензия с GM истекает в 2027 году, есть риск потери технологий.

Что произошло

  • Продажи -3%, выручка -8% до $4 млрд, долг/EBITDA 1,6x (с 1,3x);
  • Отрицательный денежный поток два года;
  • Рейтинг Ba3 сохранен благодаря господдержке, доминированию 82%;
  • Май 2026: погашение $300 млн, рефинансирование новыми облигациями;
  • Ликвидность $44 млн при обороте $4 млрд.

Финансовые показатели

12 месяцев до июня 2025:

  • Производство: 378 000 автомобилей;
  • Выручка: $4 млрд (-8%);
  • EBITDA: $471 млн;
  • Продажи: -3%;
  • Долг/EBITDA: 1,6x (с 1,3x).

Денежный поток: отрицательный два года подряд из-за оттока оборотного капитала (переход на рассрочку).

Причины падения

  • Переход на рассрочку: компания продает автомобили в рассрочку, замораживая оборотный капитал — рост долговой нагрузки, отрицательный денежный поток.
  • Падение спроса: устаревшие модели (Cobalt, Damas, Labo), высокие цены, конкуренция с китайскими авто.

Рефинансирование

  • Май 2026: погашение еврооблигаций $300 млн.
  • План: выпуск новых облигаций на 5 лет под рейтинг Ba3.
  • Риск: Moody’s допускает, что размещение может не состояться — тогда альтернативное финансирование.

Структура долга (сентябрь 2025)

  • Облигации: $300 млн (старшие необеспеченные).
  • Банки: $77,2 млн (международные).
  • Ipoteka Bank: $50 млн (под автозапасы).
  • Kapitalbank: $80 млн (кредитная линия, полностью использована).

Ликвидность

  • $44 млн: денежные средства на 30 июня 2025 — мало при обороте $4 млрд.
  • Прогноз: $530 млн от операций за 18 месяцев пойдут на оборотный капитал, капзатраты $105 млн, дивиденды.
  • Кредитная линия: $80 млн в Kapitalbank полностью использована, будет погашена после размещения облигаций.

Господдержка — основа рейтинга

  • Базовая оценка b1: на три ступени ниже Ba3 — слабая кредитоспособность.
  • Ba3: благодаря господдержке.

Факторы поддержки:

  • Доминирование 82% рынка;
  • Стратегическая роль (доступные авто);
  • Контроль правительства (контрольный пакет);
  • Защита от конкуренции (утилизационные сборы, барьеры импорта, льготы).

Монополия

  • 82% рынка: благодаря защите от конкуренции.
  • Утилизационные сборы: повышение на электромобили с 1 мая 2025 — защита UzAuto от BYD, китайских брендов.
  • Барьеры импорта: ограничение доступа к современным, дешевым авто.
  • Последствия: потребители ограничены устаревшими моделями по завышенным ценам.

Лицензия GM

  • До 2027: соглашение с General Motors на производство Chevrolet (Cobalt, Damas, Labo).
  • Риск: после 2027 потеря лицензии — нет собственных технологий, R&D.
  • Moody’s: понижение рейтинга, если лицензия не продлится или условия ухудшатся.

Конкуренция

  • Частные производители: растет конкуренция, но контролируется правительством для защиты UzAuto.
  • BYD: производство электромобилей в Узбекистане — конкуренция UzAuto, но утилизационные сборы ограничивают.

Экспорт

  • 11%: в Казахстан, Грузию, Армению, Кыргызстан.
  • Господдержка: в 2022 выделено 325 млрд для оплаты утилизационного сбора за экспорт в Грузию, Беларусь — расходы на налогоплательщиков.

Прогноз Moody’s

  • Стабильный: ожидается стабилизация продаж, положительный денежный поток в 12-18 месяцев, рефинансирование $300 млн.
  • Повышение: если рейтинг Узбекистана повысится, рост экспорта, долг/EBITDA <3,5x.
  • Понижение: если рейтинг Узбекистана понизится, продажи упадут, долг/EBITDA ~4,5x, ликвидность ослабнет.

Контекст

  • Рейтинг Ba3 — не за качество: а за господдержку, защиту от конкуренции.
  • Падение продаж, выручки: устаревшие модели, высокие цены, переход на рассрочку.
  • Монополия 82%: благодаря утилизационным сборам, барьерам импорта — потребители страдают.
  • Лицензия GM до 2027: риск потери технологий, зависимость от американского автогиганта.
  • Отрицательный денежный поток: два года — компания выживает за счет наращивания долга.

Последние новости

Читайте также

При использовании материалов гиперссылка на Frank обязательна.

Регистрации электронного СМИ №1 от xx