Почему это важно
70% грузов через Чукурсой — перегрузка станции, задержки, очереди снижают эффективность транзита (Узбекистан — транзитный коридор Китай-Европа). Обходные линии ускорят транзит, разгрузят Ташкент от грузового трафика, снизят пробки, загрязнение. Модернизация узлов на границе с Казахстаном увеличит пропускную способность для торговли с Россией, Европой.
Что произошло
- Обходные линии вокруг Ташкента для транзита грузов из долины;
- Модернизация узлов на границе с Казахстаном;
- 70% грузов через Чукурсой — перегрузка;
- Вынос станций в Янгиюль, Новый Ташкент, объездная Озодлик-Гулистан;
- Мирзиёев одобрил программу, поручил ускорить.
Проблема
- Чукурсой: станция в Ташкенте, через которую проходит 70% внешних грузов — узкие места, задержки, очереди.
- Последствия: снижение скорости транзита, рост затрат для грузоотправителей, пробки в Ташкенте.
Решение
- Обходные линии: вокруг Ташкента для транзита грузов из долины (Фергана, Андижан, Наманган) в соседние регионы (Самарканд, Бухара, Хорезм) и Казахстан, минуя столицу.
- Вынос станций: грузовые станции в Янгиюльский район, Новый Ташкент — за пределы столицы.
- Объездная Озодлик-Гулистан: удвоит объем перевозок без захода в Ташкент.
Модернизация узлов
- Граница с Казахстаном: модернизация узлов (станции, пути, инфраструктура) для увеличения пропускной способности, ускорения таможенного оформления.
Транзит
- Узбекистан: транзитный коридор Китай-Европа через Казахстан, Россию.
- Объем: растет благодаря санкциям против России (переориентация на южные маршруты), росту торговли Китай-Европа.
- Проблемы: перегрузка Чукурсоя, медленное таможенное оформление, узкие места на границе.
Планы
- Янгиюль, Новый Ташкент: новые грузовые станции за пределами столицы — разгрузка Чукурсоя, привлечение инвестиций в районы.
- Озодлик-Гулистан: объездная линия удвоит перевозки без захода в Ташкент.
- Модернизация узлов: на границе с Казахстаном для роста пропускной способности.
Одобрение
- Мирзиёев: одобрил инфраструктурную программу 13 ноября, поручил ускорить реализацию.
- Сентябрь 2023: президент отметил необходимость переноса грузовых станций за пределы городов — сокращение грузового трафика, привлечение инвестиций.
Контекст
- 70% через Чукурсой: перегрузка станции — узкие места, задержки до 2-3 дней, очереди.
- Транзит растет: благодаря санкциям против России (переориентация на южные маршруты Китай-Европа через Узбекистан, Казахстан), росту торговли.
- Обходные линии: разгрузят Ташкент от грузового трафика, снизят пробки (грузовики), загрязнение, ускорят транзит.
- Вынос станций: в Янгиюль, Новый Ташкент привлечет инвестиции, создаст рабочие места в районах.
- Модернизация узлов: на границе с Казахстаном увеличит пропускную способность для торговли с Россией, Европой.