Почему это важно:
Без прозрачности рассрочка скрывает реальную долговую нагрузку населения — это увеличивает риск роста NPL и банковской уязвимости. Регулирование повысит защиту потребителей и укрепит финансовую стабильность.
Что произошло:
- По состоянию на 1 января 2025 портфель рассрочек (BNPL) составил 8,5 трлн сумов, где 26% пришлись на МФО, 7% — на банки и 67% — на бизнес.
- В договорах часто отсутствует информация о переплате и реальной ставке, что препятствует корректной оценке долговой нагрузки заемщиков.
- Регулятор отмечает: многие рассрочки не входят в базы бюро — банки не видят всей картины и могут нарушать лимит долговой нагрузки (50%).
- ЦБ предлагает закрепить в законе обязательную передачу данных по рассрочкам в кредитные бюро и полное раскрытие эффективных ставок по договорам.
- Регулирование BNPL не направлено против участников рынка, подчеркнул Ишметов.
Контекст:
- Обсуждение регулирования BNPL стартовало в мае на конференции МВФ — ЦБ уже встретился с игроками рынка и анонсировал нормативы.
- Цель — усилить надзор за потребительским долгом, защитить клиентов и снизить риск микрозаймов, чьи ставки ограничены в годовом выражении 50% начиная с 24 июля.
- Это часть широкой стратегии ЦБ по соблюдению международных стандартов, включая Базель III и IFRS, а также раскрутке цифровизации и прозрачности.