Почему это важно
Крах unit-экономики может свести на нет усилия по развитию частной авиации в Узбекистане. История Air Samarkand — кейс, как операционные просчеты и завышенные темпы расширения превращают рост в масштабируемый убыток.
Что произошло
- За 2024 год убыток составил 182 млрд сумов, по данным из открытых источников.
- Валовая маржа компании — минус 12,3%.
- Минтруд подал иск на 1,5 млрд сумов в Самаркандский суд за задержку зарплат 464 сотрудникам.
- Компания подтвердила долги по выплатам, сославшись на задержки со стороны контрагентов.
- С 13 октября приостанавливаются полеты в Стамбул. Возврат средств за билеты после этой даты обещан в полном объеме.
- Возобновление рейсов планируется весной 2026 года.
Контекст
Air Samarkand — один из последних частных авиаперевозчиков на рынке Узбекистана после ухода Humo Air и неудач Panorama Airways. Компания быстро нарастила сеть маршрутов и штат, но не смогла обеспечить операционную устойчивость. Ключевой риск — отсутствие положительной unit-экономики: при такой структуре затрат рост рейсов лишь увеличивает убытки.