Почему это важно
Несмотря на рост доходов на фоне фискальных реформ и цифровизации, резкое увеличение бюджетных расходов усиливает давление на финансы и требует корректировки фискальной политики.
Что произошло
- Доходы выросли на 23% по сравнению с первым полугодием 2024 года (с 170,1 до 209,1 трлн сумов).
- Расходы увеличились ещё быстрее — с 204,6 до 241,7 трлн сумов (+18%).
- Дефицит составил 32,6 трлн сумов (против 34,5 трлн в аналогичный период 2024 года).
Основной рост доходов пришёлся на:
- Госбюджет: +23,2 трлн сумов;
- Целевые фонды: +5,2 трлн;
- Фонд восстановления и развития: +3,6 трлн.
Основной рост расходов пришёлся на:
- Госбюджет: +23,4 трлн сумов;
- Фонды: +9,4 трлн;
- Внебюджетные средства организаций: +5,6 трлн.
Что говорят
Минфин подтверждает утверждённый уровень допустимого дефицита бюджета на 2025 год — до 49,5 трлн сумов. Отклонение за первое полугодие составило −1,9% от ВВП.
Контекст
- Узбекистан проводит масштабную бюджетную реформу и переходит на многолетнее бюджетное планирование.
- В 2024 году годовой дефицит составил −2,4% от ВВП.
- Рост расходов частично объясняется увеличением инвестиций в инфраструктуру, соцподдержку и выплатами из целевых фондов.