Новости ·

Депутаты обсуждают проект госбюджета Узбекистана на 2026 год

Документ концептуально приняли в первом чтении, а также дали ряд рекомендаций по сокращению теневой экономики и расширению налоговой базы.

Почему это важно

Проект бюджета на 2026 год определяет ключевые параметры развития экономики страны, уровень социальных расходов, долговую нагрузку и налоговую политику, напрямую влияя на доходы населения и устойчивость госфинансов. Снижение лимита внешнего долга указывает на курс на более консервативную долговую политику. Усиление роли местных бюджетов должно повысить эффективность решения региональных социальных проблем.

Что произошло

  • Депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2026 год».
  • С докладом выступил заместитель премьер-министра — министр экономики и финансов Жамшид Кучкаров.
  • Определены меры по укреплению доходной базы местных бюджетов и расширению полномочий местных Кенгашей.
  • Отмечена необходимость усиления парламентского и депутатского контроля за использованием бюджетных средств.
  • Даны рекомендации по сокращению теневой экономики, расширению налоговой базы и устранению коррупционных факторов.

Цифры и факты

В проекте заложены следующие макроэкономические показатели на 2026 год:

  • реальный рост ВВП — 6,6%;
  • ВВП на душу населения — $4 686;
  • рост промышленности — 6,4%;
  • сельского хозяйства — 4,2%;
  • рыночных услуг — 14,5%;
  • строительства — 10,2%;
  • ожидается снижение уровня инфляции.

В то же время:

  • Доходы консолидированного бюджета запланированы в объёме 515,4 трлн сумов, расходы — 567 трлн сумов.
  • Дефицит бюджета прогнозируется на уровне 3% к ВВП.
  • Предельный объём внешнего долга планируется сократить до $5 млрд.
  • Подтверждено сохранение основных налоговых и таможенных ставок на уровне текущего года.
  • Поддержаны меры по повышению пенсий, стипендий и пособий выше уровня инфляции.

На социальную сферу планируется направить 220 трлн сумов, что составляет почти 55% всех расходов, в том числе:

  • 25,5% — на образование и науку;
  • 12,1% — на здравоохранение;
  • 4,2% — на социальную защиту населения.

Контекст

  • Проект бюджета был представлен на стадии первого чтения и будет дорабатываться с учётом предложений депутатов.
  • В последние годы Узбекистан последовательно проводит политику поддержки социальных расходов при контролируемом уровне дефицита и госдолга.
  • Сохранение ставок налогов свидетельствует о ставке на рост экономики и расширение налоговой базы, а не на фискальное давление.
  • Экономика страны ориентирована на устойчивый рост без повышения налоговой нагрузки.
  • Социальные расходы остаются приоритетом бюджета, особенно в сферах образования, здравоохранения и соцзащиты.

Последние новости

Читайте также