Новости ·

Граждане реже отмечают рост цен на большинство товаров

Наиболее ощутимым, по данным ЦБ, остается подорожание мяса и молочной продукции, остается наиболее заметным.

Почему это важно

Ощущаемая инфляция отражает то, как граждане воспринимают изменение цен в повседневной жизни, и часто влияет на потребительское поведение сильнее официальных показателей. Снижение инфляционных ощущений может свидетельствовать о стабилизации ценовой среды и ожиданий населения. Для Центрального банка такие данные служат индикатором эффективности проводимой денежно-кредитной политики.

Что произошло

  • В Узбекистане продолжила снижаться ощущаемая инфляция — к такому выводу пришел Центральный банк по итогам опроса населения, проведенного в ноябре.
  • Средняя и медианная оценки роста цен в этом месяце уменьшились по сравнению с предыдущими месяцами.
  • Наиболее высокие инфляционные ощущения зафиксированы в отдельных регионах, профессиональных группах и доходных категориях.

Цифры и факты

  • В ноябре средняя оценка роста цен составила 11,8%, снизившись на 0,6 п.п. по сравнению с предыдущими двумя месяцами.
  • Медианный показатель уменьшился на 0,3 п.п. и составил 10,2%.
  • Среди регионов наивысшая оценка зафиксирована в Андижанской области — 13,2%, далее следуют Ташкентская область — 12,8% и Джизакская область — 12,3%.
  • В Ташкенте показатель составил 11,5%, что ниже среднего уровня по стране.
  • Наименьшие значения отмечены в Хорезме — 10,7%, Каракалпакстане — 11% и Сырдарьинской области — 11,3%.
  • Среди профессий самые высокие оценки дали работники сферы бытовых услуг — 12,9%, госслужащие — 12,8% и пенсионеры — 12,6%.
  • Наименьшие показатели зафиксированы в общепите — 10,2%, а также в аграрной и транспортной сферах — по 10,5%.
  • Респонденты с доходом от 30 млн сумов оценили рост цен на 21,4%, в группе с доходом 10–15 млн сумов показатель составил 14,1%, а в категории 20–30 млн сумов — 14%.
  • В группах с доходом до 4 млн сумов оценки роста цен были ниже 11%.
  • Рост цен на мясную и молочную продукцию отметили 49% опрошенных.
  • Электричество и газ, топливо и лекарства указали по 27% респондентов.
  • Подорожание фруктов и овощей отметили 23% опрошенных против 22% в октябре, одежды и обуви — 19% против 17%.
  • Доля упоминаний роста цен на яйца снизилась с 18% до 14%, на масло — с 19% до 18%, на стройматериалы — с 17% до 14%.
  • Наименьшую долю упоминаний получили рис — 6%, сахар — 7%, бытовые услуги — 8%, а также образовательные услуги, ремонт и хлеб — по 9%.

Контекст

  • Снижение средней и медианной оценок ощущаемой инфляции указывает на ослабление инфляционного давления в восприятии населения.
  • Различия между регионами, профессиями и доходными группами показывают неравномерность ценовых изменений и чувствительность отдельных категорий граждан к росту стоимости товаров и услуг.
  • Концентрация упоминаний подорожания в продовольственных и коммунальных категориях отражает сохранение ключевых источников инфляционных ощущений.

Последние новости

Читайте также