Новости ·

К 2030 году Узбекистан планирует оцифровать 95% госуслуг и стать «страной с нулевой бюрократией»

Для этого в стране запустят платформу «Ноль бюрократии» для публикации результатов работы и будущих планов.

Почему это важно

Государство делает ставку на ускоренную цифровизацию, чтобы сократить бюрократию, облегчить доступ к услугам для граждан и бизнеса и повысить прозрачность работы органов власти. Гражданам станет проще получать госуслуги — меньше походов в учреждения, меньше документов, быстрее сроки, а бизнесу станет легче работать: меньше разрешений и бюрократических процедур.

Что произошло

  • На международном форуме по устранению бюрократии в Ташкенте Шавкат Мирзиёев заявил, что к 2030 году Узбекистан планирует перевести 95% всех государственных услуг в цифровой формат.
  • Страна запускает масштабную программу «Ликвидация бюрократии — 2030», которая должна ускорить цифровую трансформацию госуправления.

Цифры и факты

  • За последние годы в стране приняты 9 указов и постановлений, которые снизили административные барьеры.
  • Для устранения бюрократии созданы: сеть центров госуслуг, Единый портал интерактивных госуслуг, система «Цифровое правительство».
  • Количество услуг выросло с 444 до 1040 за девять лет.
  • Более 90 услуг работают в композитном и проактивном формате: регистрация рождения, назначение пенсий, соцпособий и др.
  • В режиме реального времени оказываются 30 услуг, что позволило сэкономить 23 млрд сумов благодаря электронному документообороту.
  • С начала 2025 года автоматические услуги применялись свыше 8 млн раз.
  • Для бизнеса за этот период: отменили более 160 лицензий и разрешений, требование 140 справок и документов, около 150 разрешений сделали доступными в электронном виде.

Меры и планы

  • Создание проектного офиса для реализации программы.
  • Ежегодная оценка работы министерств и ведомств и представление отчёта президенту.
  • Запуск платформы «Ноль бюрократии» — там будут публиковать результаты реформ и собирать предложения по решению проблемы.
  • Учреждение ежегодной Национальной премии «Ликвидация бюрократии» — для лучших государственных инициатив по упрощению процессов.

Контекст

  • Узбекистан постепенно сокращает роль бумажной бюрократии, внедряя цифровые сервисы.
  • Концепция «проактивных» услуг означает, что государство само предоставляет нужную услугу без заявления гражданина — например, при рождении ребёнка автоматически запускаются соцпроцедуры.
  • Переход к электронному документообороту и отказ от лишних справок — важный элемент реформ упрощения бизнеса.
  • Прозрачность госорганов вырастет за счёт открытых оценок и публикации результатов.

Последние новости

Читайте также