Почему это важно
Сохранение налоговых ставок дает бизнесу стабильность и предсказуемость. Рост ВВП до $150 млрд (+11% к 2025) требует привлечения 400 трлн сумов ($33 млрд) инвестиций. Цель по инфляции 7% ниже текущих 8%, что потребует продолжения жесткой денежно-кредитной политики. Золотовалютные резервы $55 млрд — исторический максимум, укрепляющий устойчивость экономики.
Что произошло
- Мирзиёев провел совещание по макропоказателям на 2026 год;
- Налоговые ставки в 2026 году останутся на текущем уровне;
- Цель: рост ВВП на 6,6% до $150 млрд, инфляция 7%;
- План инвестиций — 400 трлн сумов ($33 млрд);
- За 9 месяцев 2025-го ВВП вырос на 7,6%, золотовалютные резервы достигли $55 млрд.
Итоги 9 месяцев 2025 года
Экономический рост:
- ВВП вырос на 7,6% (опередил прогнозы);
- Строительство — лидер роста (+14,2%);
- Сфера услуг — +14%;
- Промышленность — +6,8%;
- Сельское хозяйство — +4%.
Финансовые показатели:
Золотовалютные резервы достигли $55 млрд (+33% с начала года) — исторический рекорд;
- Доходы населения выросли на 18,4%;
- Депозиты выросли на 35%;
- Средняя зарплата — 6 млн сумов (+19%).
По итогам года:
- ВВП ожидается на уровне $135 млрд.
Цели на 2026 год
- Рост ВВП: 6,6% до $150 млрд;
- Инфляция: снижение до 7%;
- Инвестиции: привлечь 400 трлн сумов ($33 млрд) из всех источников;
- Налоги: сохранение ставок на текущем уровне.
Приоритеты правительства
Эффективность и снижение издержек:
Мирзиёев обозначил сокращение издержек и повышение эффективности как основной критерий работы руководителей всех уровней. В стратегических отраслях поручено снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность.
Ревизия субсидий и льгот:
Поручено изучить результативность субсидий и льгот, чтобы отменить неэффективные меры поддержки.
Дивидендная политика госкомпаний:
Упорядочить дивидендную политику госкомпаний, обеспечить сокращение теневой экономики и увеличение доходной базы местных бюджетов.
Перераспределение средств:
Половину остатков внебюджетных фондов при министерствах и ведомствах перевести в специальный фонд для строительства школ и развития здравоохранения.
Проекты МФИ:
Ускорить реализацию проектов, финансируемых международными финансовыми институтами. Новые проекты финансировать только после завершения текущих.
Контекст
Сохранение налоговых ставок — важный сигнал для бизнеса: предсказуемость и стабильность налоговой системы. Это позволяет компаниям планировать инвестиции и расширение без риска роста налоговой нагрузки.
Рост ВВП на 7,6% за 9 месяцев опередил прогнозы Всемирного банка (6,2%), АБР (6,6%) и ЕБРР (6,7%). ЦБ прогнозировал 7–7,5%, что близко к фактическому результату.
$135 млрд по итогам 2025 года — рост на 8% к прошлому году ($125 млрд в 2024). Это один из самых высоких темпов роста в регионе.
$150 млрд в 2026 году — рост на 11% к 2025-му. Для достижения цели потребуется привлечь 400 трлн сумов ($33 млрд) инвестиций — амбициозная задача, требующая активизации работы с иностранными и местными инвесторами.
Золотовалютные резервы $55 млрд — исторический рекорд, рост на 33% с начала года. Резервы обеспечивают устойчивость экономики к внешним шокам, позволяют защищать курс сума и выполнять внешние обязательства. Для сравнения: резервы Казахстана — около $35 млрд, Таджикистана — $3 млрд.
Рост доходов населения на 18,4% опережает инфляцию (8%), что означает рост реальных доходов примерно на 10%. Это поддерживает потребительский спрос и способствует росту ВВП.
Рост депозитов на 35% указывает на доверие населения к банковской системе и высокие ставки по вкладам (18-20%). Укрепление сума также стимулирует сбережения в национальной валюте.
Инфляция 7% в 2026 году — снижение с текущих 8%. Для достижения цели ЦБ должен продолжить жесткую денежно-кредитную политику (ставка 14%), что может ограничить кредитование бизнеса.
Приоритет эффективности: президент требует от руководителей всех уровней снижать издержки и повышать конкурентоспособность. Это может включать сокращение госаппарата, оптимизацию процессов, внедрение технологий.
Ревизия субсидий — правильный шаг для сокращения неэффективных расходов бюджета. Многие льготы и субсидии не достигают целевых групп или используются неэффективно.
Перераспределение внебюджетных фондов в школы и здравоохранение — социально важная мера, но может вызвать сопротивление министерств, которые лишатся автономных источников финансирования.