Что произошло
Совместная проектная компания железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» подписала соглашение о финансировании с синдикатом китайских банков. Церемония прошла 16 декабря в Бишкеке.
Государственный банк развития Китая и Эксимбанк КНР выделят кредит в размере $2,3 млрд, что составляет половину оценочной стоимости проекта. Средства предоставляются сроком на 35 лет, погашение будет осуществлять совместная проектная компания.
Оставшаяся часть инвестиций будет внесена странами-участницами в виде вкладов в уставный капитал компании.
Почему это важно
Финансовое закрытие — ключевой этап для запуска одного из крупнейших инфраструктурных проектов региона. Железная дорога усилит транспортную связанность Центральной Азии с Китаем, сократит логистические маршруты и повысит транзитный потенциал Узбекистана и Кыргызстана. Досрочное выполнение условий инвестсоглашения снижает риски задержек и повышает доверие инвесторов.
Цифры и факты
- $2,3 млрд — объём кредита от китайских банков (50% стоимости проекта).
- Срок кредита — 35 лет.
- Доли в уставном капитале проектной компании:
— Китай — 51%;
— Узбекистан — 24,5%;
— Кыргызстан — 24,5%. - Протяжённость железной дороги в Кыргызстане — 304 км.
- Около 40% маршрута придётся на 50 мостов и 29 тоннелей общей длиной 120 км.
Контекст
Согласно условиям инвестиционного соглашения, полное финансовое обеспечение проекта должно было быть завершено до 20 декабря. По словам вице-премьера Кыргызстана Бакыта Торобаева, требование выполнено досрочно. Руководство совместной компании подчеркнуло, что приоритетом станет эффективное использование средств и своевременное исполнение обязательств. Проект рассматривается как стратегический для развития международных транспортных коридоров.