Почему это важно
Сектор игрушек отражает состояние потребительского спроса, уровень доходов и развитие легкой промышленности. Для Узбекистана это ниша, где возможно импортозамещение и рост экспорта при поддержке локального производства.
Что происходит в мире
- По данным Международной ассоциации игрушек, в 2024 году продажи достигли $111,8 млрд (+3% к 2023 г.).
- Среднегодовой рост рынка за 5 лет — 4%.
- По прогнозу IMARC, к 2033 году рынок увеличится до $196,3 млрд со средним темпом 6,2% в год.
- Statista ожидает, что уже в 2025 году оборот составит $132,8 млрд.
- После пандемии рост замедлился: +6% в 2020 году, +10,5% в 2021 году, +1,7% в 2022 году, затем спад на 2% в 2023 году.
- Азия генерирует 23% мировой выручки. По оценкам Euromonitor, Юго-Восточная Азия — самый быстрорастущий сегмент (+5,4% в год).
Что происходит в Узбекистане
- В стране работает 65 производителей игрушек, совокупный выпуск — 41 млрд сумов ($32,8 млн) в 2023 году.
- Внутренний спрос — около $62 млн, из которых 57% покрывается импортом.
- Основное производство — простые пластмассовые, деревянные и мягкие игрушки.
- Средняя цена популярных игрушек — от 3,5 тыс. до 50 тыс. сумов.
- Экспорт в 2024 году составил $6,3 млн, упав на 24,4%.
- Основные направления: Казахстан (38%), Россия (31%), Кыргызстан (20%), Азербайджан (5%).
Что говорят
По данным Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР), «узбекская индустрия игрушек сохраняет потенциал роста, однако требует инвестиций в дизайн, технологии и сертификацию продукции по международным стандартам».
Контекст
В мире растет спрос на «умные» и экологичные игрушки. Узбекистан может развивать нишу локальных брендов и образовательных наборов с использованием AR/VR. Индустрия также связана с цифровой экономикой и креативными индустриями.