Почему это важно
Škoda Group — один из старейших и крупнейших производителей железнодорожного транспорта в Европе (трамваи, электрички, локомотивы). Локальная сборка снизит стоимость подвижного состава для Узбекистана, создаст рабочие места, передаст технологии. Поддержка ЕК и ЕИБ гарантирует финансирование и соответствие европейским стандартам. Академия Škoda подготовит кадры для обслуживания современного транспорта.
Что произошло
- Škoda Group создаст СП для локальной сборки железнодорожного транспорта в Узбекистане;
- Проект поддержат Еврокомиссия и Европейский инвестиционный банк;
- СП займется сборкой, техобслуживанием, ремонтом и обучением через Академию Škoda;
- Гендиректор Петр Новотный представил план на круглом столе с Мирзиёевым в Брюсселе;
- Министр транспорта Илхом Махкамов обсудил детали сотрудничества.
ри направления СП
Локальная сборка:
Производство железнодорожных транспортных средств в Узбекистане: трамваи, электрички, локомотивы, пассажирские вагоны. Снизит стоимость подвижного состава и создаст рабочие места.
Техобслуживание и ремонт:
Сервисные центры для обслуживания транспорта Škoda на протяжении всего жизненного цикла (30-40 лет). Это критично для поддержания надежности и безопасности.
Академия Škoda:
Учебный центр для подготовки местных инженеров, техников, машинистов. Обучение европейским стандартам эксплуатации и обслуживания.
Поддержка ЕК и ЕИБ
Европейская комиссия: включила проект в стратегию Global Gateway — европейскую альтернативу китайской инициативе «Пояс и путь». Цель — инвестиции в инфраструктуру развивающихся стран с соблюдением европейских стандартов устойчивости, экологии, прав человека.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ): предоставит льготные кредиты или гарантии для финансирования СП. ЕИБ — крупнейший многосторонний кредитор инфраструктурных проектов в мире.
Комментарий гендиректора
Петр Новотный: «Каждая из этих трех областей представляет конкретный шаг к реализации нового Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве и европейской стратегии Global Gateway. Мы считаем Узбекистан страной, открытой для новых инвестиций со стороны европейских деловых партнеров. Она давно в поле нашего зрения с точки зрения стратегических амбиций. Мы рады внести вклад в развитие устойчивого транспорта, образования и технологической модернизации».
Контекст
Škoda Group — чешский машиностроительный холдинг, основанный в 1859 году. Производит трамваи, троллейбусы, электрички, локомотивы, вагоны метро. Работает в 100+ странах, включая ЕС, США, Азию.
Железнодорожный транспорт Узбекистана: Узбекистан модернизирует железные дороги: высокоскоростные поезда «Афросиаб» (испанские Talgo), электрички, трамваи. Локальная сборка снизит зависимость от импорта и стоимость закупок.
Global Gateway: Европейская стратегия инвестиций в инфраструктуру развивающихся стран (транспорт, энергетика, цифровизация) на сумму €300 млрд до 2027 года. Альтернатива китайской инициативе «Пояс и путь» с фокусом на устойчивость и права человека.
Академия Škoda: учебные центры Škoda работают в Чехии, Индии, Турции. Программы включают подготовку машинистов, техников, инженеров по европейским стандартам. Это решит проблему дефицита квалифицированных кадров в Узбекистане.
Преимущества локальной сборки:
- Снижение стоимости транспорта (нет импортных пошлин, логистики);
- Создание рабочих мест (инженеры, техники, рабочие);
- Передача технологий и ноу-хау местным специалистам;
- Быстрое послепродажное обслуживание и ремонт.