Почему это важно
Существующий аэропорт Ташкента уже не справляется с ростом пассажиропотока — вывести страну на новый уровень авиационных маршрутов возможно лишь через создание современного воздушного узла, который свяжет ключевые направления Азии, Европы и регионов страны.
Что происходит и планируется
- Решение о строительстве нового аэропорта в Ташкентской области уже принято, сейчас рассматриваются предложения иностранных компаний для реализации проекта по модели ГЧП.
- В первой фазе аэропорт будет рассчитан на 20 млн пассажиров в год, сможет обрабатывать до 40 взлетов/посадок в час и обслуживать до 169 самолётов.
- В старом аэропорту ведётся поэтапная реконструкция — уже завершен первый этап реконструкции зала прибытия: расширение, новая подъездная дорога, площадка для парковки.
- При развитии отрасли акцент делается на «зеленые» стандарты, мультимодальные связи (авто, ЖД, шаттлы между узлами Нового Ташкента и столицей).
- Узбекистан уже активно расширяет свою авиационную экосистему: число авиакомпаний выросло до 15, парк самолётов — с 26 до 105.
- Цель — к ближайшим годам выйти на 230 маршрутов в год, парк — до 180 самолётов, объём рейсов — до 200 000 в год.
Контекст и риски
Партнёрство с Changi Airports International было подписано ещё в 2023 году — они участвуют в развитии международного аэропорта Ташкента как консультанты и потенциальные инвесторы. Новый аэропорт станет ключевым элементом плана по 2030 году — пассажиропоток в Ташкенте должен достичь 15 млн человек в год.
Риск перегрузки инвестиций, задержек в строительстве, зависимость от иностранных подрядчиков и финансирования — основные вызовы. Успех проекта во многом будет зависеть от эффективной интеграции инфраструктуры (дороги, ЖД, транспортная логистика) и адаптации к мировым авиационным стандартам.