Новости ·

Узбекистан нацелился на перевозку 24 млн пассажиров в год

Президент утвердил цели развития авиации до 2030 года: 180 самолетов в парке местных авиакомпаний, 200 тыс. рейсов в год, 24 млн пассажиров.

Почему это важно

Перевод «Узавиации» на самоокупаемость — жесткий сигнал о коммерциализации отрасли. Агентство должно зарабатывать на услугах, а не получать дотации. Рост до 24 млн пассажиров в год (сейчас около 10-12 млн) потребует удвоения мощностей аэропортов, расширения флота и международных маршрутов. Это создаст конкуренцию и снизит цены на билеты.

Что произошло

  • Мирзиёев издал указ об упорядочивании госполитики в гражданской авиации;
  • Цель к 2030 году: 180 самолетов в парке местных авиакомпаний;
  • 200 тыс. рейсов в год (внутренние и международные);
  • 24 млн пассажиров в год;
  • С января 2026 года «Узавиация» лишается бюджетных субсидий;
  • Отменяется отчисление 20% прибыли «Узаэронавигации» в Фонд развития агентства.

Целевые показатели до 2030 года

  • Флот: 180 самолетов у местных авиакомпаний;
  • Рейсы: 200 тыс. в год (внутренние и международные);
  • Пассажиры: 24 млн в год.

Для сравнения: в 2024 году узбекские авиакомпании перевезли около 10-12 млн пассажиров. Рост до 24 млн означает удвоение показателя за пять лет.

Самоокупаемость «Узавиации»

С января 2026 года прекращается выделение средств из госбюджета на содержание Агентства гражданской авиации («Узавиация»). Агентство должно финансировать себя за счет:

  • Сборов и платежей от авиакомпаний (за лицензии, сертификацию, надзор);
  • Арендных платежей от аэропортов;
  • Услуг по аэронавигации и техническому обслуживанию.

Отменяется также направление 20% чистой прибыли центра «Узаэронавигация» в Фонд развития агентства. Это означает, что «Узаэронавигация» сохранит всю прибыль для собственного развития.

Контекст

Узбекистан активно развивает авиационную отрасль: строит новые аэропорты (Самарканд, Бухара), модернизирует старые (Ташкент), привлекает международные авиакомпании. Цель — превратить страну в авиационный хаб Центральной Азии.

180 самолетов к 2030 году — амбициозная цель. Сейчас у узбекских авиакомпаний около 60-70 бортов. Утроение флота потребует масштабных инвестиций в покупку или лизинг самолетов. Основные игроки: Uzbekistan Airways, Qanot Sharq, Silk Avia.

200 тыс. рейсов в год — значительный рост с текущих 80-100 тыс. Это требует расширения международных маршрутов (Европа, Азия, Ближний Восток) и увеличения частоты внутренних рейсов.

24 млн пассажиров в год — удвоение текущего показателя. Для сравнения: Казахстан перевозит около 30 млн пассажиров в год, Турция — 200 млн. Рост пассажиропотока потребует модернизации аэропортов, улучшения сервиса и снижения цен на билеты.

Самоокупаемость «Узавиации» — переход от дотационной модели к коммерческой. Это распространенная практика в развитых странах, где авиационные регуляторы финансируются за счет сборов с отрасли, а не из бюджета. Однако это создает риск: если доходов недостаточно, качество надзора может снизиться.

Отмена отчислений от «Узаэронавигации» означает, что центр аэронавигации сохранит всю прибыль для модернизации оборудования и обучения персонала. Это повысит эффективность, но лишит «Узавиацию» дополнительного источника доходов.

Переход на самоокупаемость с января 2026 года — всего через два месяца. «Узавиации» придется быстро перестроить бизнес-модель и найти источники доходов для покрытия расходов на содержание аппарата, надзор и регулирование.

Последние новости

Читайте также

При использовании материалов гиперссылка на Frank обязательна.

Регистрации электронного СМИ №1 от xx