Почему это важно
Выход на порт обеспечит Узбекистану выход к Индийскому океану без зависимости от маршрутов через другие страны, что снизит логистические затраты и сроки доставки. Усилит роль Узбекистана в международных транспортных коридорах, особенно в рамках Международного север−юг транспортного коридора.
Может повысить объём торговли между Узбекистаном и Торговыми партнёрами Индии и Ирана, повысить инвестиционную привлекательность региональных логистических проектов.
Что произошло
- Встреча министров иностранных дел Индии, Ирана и Узбекистана прошла 9 сентября в Тегеране.
- Стороны договорились о продвижении использования Чабахар порта Узбекистаном для торговли с Индией.
- Также обсуждалась кооперация по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
- Рассматривались возможности расширения взаимодействия через INSTC — маршрута, соединяющего Индию, Иран, страны Евразии и Россию.
Контекст
Порт Чабахар — стратегическая точка Ирана на юго‑востоке, единственный его порт с выходом к Индийскому океану. Железная дорога Чабахар–Заедан, часть инфраструктуры, связанной с портом, находится в стадии строительства; когда она будет завершена, соединение порта с внутренней железнодорожной сетью Ирана и дальше с Центральной Азией станет более прямым.
INSTC (International North‑South Transport Corridor) рассматривается как альтернатива традиционным маршрутам через Суэцкий канал, сокращающая затраты и сроки логистики между Индией, Ираном, Центральной Азией и Россией. Участие Узбекистана в таких маршрутах может также усилить его роль как транспортно‑логистического узла и повысить доходы от транзита.