Почему это важно
Расширение флота и маршрутов — ключевой элемент превращения Узбекистана в региональный авиа‑hub, что может привлечь инвестиции, увеличить турпоток и укрепить логистику. Для авиаотрасли это серьезный вызов: придется масштабировать закупки, инфраструктуру аэропортов, обслуживание, кадры — а также обеспечить коммерческую устойчивость.
Рост авиаперевозок может стимулировать экспорт, туризм и межрегиональные связи, но также требует крупного финансирования и разумного управления рисками.
Ключевые факты
- В настоящее время авиапарк узбекских перевозчиков насчитывает 105 самолетов.
- Власти планируют к 2030 году довести число воздушных судов до 180.
- Запланировано увеличение числа направлений до 230 и объема рейсов до 200 000 ежегодно.
- Параллельно начинается строительство нового международного аэропорта под Ташкентом — площадка площадью около 1 310 га.
- Инвестиции в первую очередь этапа аэропорта — порядка $2,5–2,6 млрд.
- Ожидаемый доход от развертывания авиаинфраструктуры — более $700 млн ежегодно.
Контекст
В последние годы Узбекистан активно развивает транспортную и туристическую инфраструктуру: число иностранных авиакомпаний на рынке – 51 оператор. Внутренний авиарынок становится всё более конкурентным: по данным, создано 15 новых авиакомпаний.
Реализация таких планов требует не только закупки самолётов, но и значительных вложений в аэропорты, логистику, обслуживание и кадры. Рост маршрутов и флота должен сопровождаться качественным сервисом и устойчивой коммерческой моделью. Риски связаны с перегрузкой инфраструктуры, отсутствием достаточного спроса на часть маршрутов, высокие капитальные расходы, глобальные цены на топливо и самолеты в целом.