Почему это важно
Власти Узбекистана планировали отказаться от субсидий на энергоносители с 2028 года. Продление поддержки означает смягчение перехода к рыночным ценам, что снижает риск социального недовольства на фоне инфляционного давления.
Что произошло
- 2025 год: общий объём субсидий — 28,4 трлн сумов, из них 22,4 трлн (80%) — социально значимые.
- Энергетика: 12,3 трлн сумов — почти половина всех субсидий; газ — 7 трлн, отопление и горячая вода — 4,8 трлн, электроэнергия — 0,5 трлн.
Динамика:
- Газ: снижение с 7 трлн (2025) до 5 трлн (2028).
- Отопление и горячая вода: с 4,8 трлн до 4 трлн.
- Электроэнергия: субсидии прекращаются с 2026 года.
- Другие приоритеты: рост субсидий на дошкольное образование (с 3,8 трлн до 5,5 трлн), ипотеку (с 2,5 трлн до 3,3 трлн) и общественный транспорт (с 2,2 трлн до 2,7 трлн).
Что говорят
Вице-премьер Джамшид Кучкаров в декабре 2024 года заявлял о планах прекратить субсидии на газ и электроэнергию с 2028 года, но в новой стратегии эти сроки сдвинуты.
Контекст
- Субсидии на энергоносители в Узбекистане исторически выполняют роль социальной защиты на фоне низких доходов населения.
- МВФ и Всемирный банк ранее рекомендовали отказаться от субсидий и перейти к адресной помощи, чтобы сократить бюджетные расходы.
- Продление поддержки отражает осторожный подход правительства в условиях ожиданий замедления роста экономики и возможного повышения тарифов.