Почему это важно:
Отказ от АИ-80 — шаг к экологически чистому топливу и модернизации отрасли, но он может спровоцировать рост цен, дефицит и нагрузку на автолюбителей, особенно зимой.
Что произошло:
- Производство АИ-80 завершится в сентябре 2025 года;
- До конца года — полная реализация запасов;
- С 2026 года — только АИ-92, с применением китайских присадок;
- Переход на АИ-92 — результат модернизации Бухарского и Ферганского НПЗ;
- В госпрограмме 2025 года заложен отказ от АИ-80 и обеспечение качественным топливом.
Что говорят:
Экономист Отабек Бакиров отмечает, что риски дефицита и ценового давления без открытия импорта.
Контекст:
АИ-80 почти полностью производится в стране, импорт — незначителен. Рынок — монополизирован. Метан занимает существенную долю в потреблении, но зимой растёт нагрузка на бензин. Без продуманной импортной политики возможны ночные очереди уже за АИ-92 по 10 500 сумов.