Почему это важно
Реформа таможенного администрирования напрямую влияет на условия ведения внешнеэкономической деятельности и издержки бизнеса. Упрощение процедур, расширение автоматизации и переход к риск-ориентированному контролю способны сократить сроки оформления и снизить административную нагрузку на компании. Одновременно изменение подходов к ответственности и контролю формирует более предсказуемую регуляторную среду.
Что произошло
- Лидер Узбекистана издал указ об упрощении таможенного администрирования, который предусматривает перераспределение функций контроля, расширение таможенного аудита и изменения в порядке оформления разрешительных документов.
- Поставлена задача обеспечить дифференциацию ответственности за нарушения таможенного законодательства в зависимости от характера и значимости правонарушений.
- Отменяется обязательная проверка документов Инспекцией по контролю в сфере технического регулирования при оформлении сертификата соответствия.
- Узстандарт не сможет отключать органы сертификации от своей системы без периодической оценки, а также ограничивать сертификацию без решения об отказе в выдаче сертификатов.
Цифры и факты
- На отдельных таможенных постах таможенный досмотр будет осуществляться пограничниками.
- Охват таможенным аудитом расширяется до 30%.
- С 1 июля 2026 года вводится принцип «консультант-аудитор», при котором компании смогут самостоятельно устранять выявленные недостатки с предварительным уведомлением.
- В рейтинге устойчивости бизнеса будут учитываться результаты таможенного контроля деятельности компаний.
- С 1 июня 2026 года отменяется обязательное получение карантинного разрешения при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения (импорт).
- Упраздняется требование санитарно-эпидемиологического разрешения при импорте продовольствия, если производитель имеет сертификаты FSSC 2000, IFS Food, BRCGS Global Standard for Food Safety или SQF Food Safety Code.
- Ответственность за соблюдение санитарных и гигиенических норм при перевозке и хранении возлагается на импортёра.
- Поставлена задача обеспечить дифференциацию ответственности за нарушения таможенного законодательства в зависимости от характера и значимости правонарушений.
- Финансовые штрафы будут применяться только к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам без привлечения к административной ответственности.
Дополнительно
Поручено запустить системы риск-анализа при оформлении разрешений и сертификатов во внешнеторговой деятельности:
- товары с низким уровнем риска — автоматическое оформление документов;
- товары со средним уровнем риска — документальный контроль;
- товары с высоким уровнем риска — оформление после проверки образцов или лабораторных испытаний.
С 1 января 2028 года вводятся финансовые штрафы за четыре вида правонарушений в таможенной сфере:
- занижение таможенной стоимости товаров;
- незаконное распоряжение, утрата или уничтожение товаров под таможенным надзором;
- нецелевое использование товаров и транспорта, выпущенных с таможенными льготами;
- нарушение порядка предварительного уведомления или непредоставление обязательной информации.
Контекст
- Таможенная система переходит к более риск-ориентированной и автоматизированной модели контроля.
- Для бизнеса это означает расширение самоконтроля и снижение количества обязательных процедур при низком уровне риска. Одновременно вводится более формализованный и финансово ориентированный механизм ответственности за нарушения.
- Власти постепенно заменяют сплошной контроль выборочными проверками, цифровыми инструментами и постаудитом, сохраняя при этом усиленный надзор за операциями с повышенным уровнем риска.