Почему это важно
Проект бюджета на 2026 год определяет ключевые параметры развития экономики страны, уровень социальных расходов, долговую нагрузку и налоговую политику, напрямую влияя на доходы населения и устойчивость госфинансов. Снижение лимита внешнего долга указывает на курс на более консервативную долговую политику. Усиление роли местных бюджетов должно повысить эффективность решения региональных социальных проблем.
Что произошло
- Депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2026 год».
- С докладом выступил заместитель премьер-министра — министр экономики и финансов Жамшид Кучкаров.
- Определены меры по укреплению доходной базы местных бюджетов и расширению полномочий местных Кенгашей.
- Отмечена необходимость усиления парламентского и депутатского контроля за использованием бюджетных средств.
- Даны рекомендации по сокращению теневой экономики, расширению налоговой базы и устранению коррупционных факторов.
Цифры и факты
В проекте заложены следующие макроэкономические показатели на 2026 год:
- реальный рост ВВП — 6,6%;
- ВВП на душу населения — $4 686;
- рост промышленности — 6,4%;
- сельского хозяйства — 4,2%;
- рыночных услуг — 14,5%;
- строительства — 10,2%;
- ожидается снижение уровня инфляции.
В то же время:
- Доходы консолидированного бюджета запланированы в объёме 515,4 трлн сумов, расходы — 567 трлн сумов.
- Дефицит бюджета прогнозируется на уровне 3% к ВВП.
- Предельный объём внешнего долга планируется сократить до $5 млрд.
- Подтверждено сохранение основных налоговых и таможенных ставок на уровне текущего года.
- Поддержаны меры по повышению пенсий, стипендий и пособий выше уровня инфляции.
На социальную сферу планируется направить 220 трлн сумов, что составляет почти 55% всех расходов, в том числе:
- 25,5% — на образование и науку;
- 12,1% — на здравоохранение;
- 4,2% — на социальную защиту населения.
Контекст
- Проект бюджета был представлен на стадии первого чтения и будет дорабатываться с учётом предложений депутатов.
- В последние годы Узбекистан последовательно проводит политику поддержки социальных расходов при контролируемом уровне дефицита и госдолга.
- Сохранение ставок налогов свидетельствует о ставке на рост экономики и расширение налоговой базы, а не на фискальное давление.
- Экономика страны ориентирована на устойчивый рост без повышения налоговой нагрузки.
- Социальные расходы остаются приоритетом бюджета, особенно в сферах образования, здравоохранения и соцзащиты.