Почему это важно
Проект станет первым такого масштаба в Центральной Азии, позволит Узбекистану сократить углеродный след авиации, диверсифицировать энергетику и привлечь крупные зелёные инвестиции. Он может укрепить позиции Хорезма как устойчивого энергетического хаба.
Что произошло
- Инвестиции оцениваются в $5,9 млрд на строительство завода в Тупроккала (Хорезм).
- Планируемые годовые объёмы производства: 382 000 тонн SAF, 152 000 тонн e-SAF и 11 000 тонн зелёного дизеля.
- Завод будет оснащён 2 ГВт PEM-электролизёрами для производства «зеленого» водорода.
- Соглашения заключены в рамках Международного инвестиционного форума в Хиве между хакимом Хорезма Журабеком Рахимовым и главой Allied Green Ammonia Альфредом Бенедиктом.
- Проект соответствует национальной стратегии по углеродной нейтральности к 2030 году.
Что говорят
Альфред Бенедикт, глава проекта, подчеркнул, что соглашения с Хорезмом — ключевой шаг к созданию цепочки устойчивого топлива в Узбекистане.
Хаким Хорезма пообещал лично контролировать вопросы инфраструктуры и земельного обеспечения проекта.
Контекст
На сайте Allied Biofuels указано, что проект предусматривает интегрированную биорафинию с использованием местных биомасс, отходов и технологий ATJ/ETJ. Ранее обсуждались варианты с более высокими параметрами — до 350 000 тонн SAF и 35 000 тонн дизеля, а также 4 ГВт солнечной генерации и «зелёный» аммиак (удобрения).
Появление такого проекта соответствует глобальному тренду развития зелёной авиации и росту спроса на устойчивые авиационные топлива в контексте борьбы с изменением климата. Тем не менее, реализация проекта потребует стабильной поддержки (регуляторной, инфраструктурной, энергетической) и привлечения технологий, инвестиционной гарантии и рискового капитала.